Новини / Аналітика     09 лютого 2016 15:18

Сдерживающий фактор. Почему украинцы не воспользовались всеми квотами на поставку продукции в ЕС?


Полтора года назад ЕС разрешил украинским агрокомпаниям беспошлинно поставлять на европейский рынок свою продукцию. Из выделенных 36 видов товара за 10 месяцев 2015-го компании использовали возможность экспортировать лишь несколько категорий: мед, ячменную крупу и муку, обработанные томаты, виноградный и яблочный соки, овес, кукурузу, пшеницу и мясо птицы. На европейском рынке также оказались востребованы украинский сахар, солод и ячмень — квоты по ним выбраны более чем наполовину. По остальным видам агропродукции европейские квоты остались почти незаполненными. Почему наши аграрии не торопятся торговать с Европой?

 

Меньше, но слаще

02-0388_focus_kvoty-1Продавать украинский сахар в ЕС невыгодно. «Цена на него в Украине почти такая же, как в ЕС», — говорит замгендиректора компании «Укрпродинвест» Анатолий Шульга. В украинских магазинах килограмм сахара стоит около 17 гривен, в Европе ненамного дороже — 1 евро. С учетом логистических затрат украинский сахар не сможет конкурировать с европейским. Сейчас сахар в Европу поставляют всего две компании — лидер рынка «Астарта» Виктора Иванчика и львовское предприятие «Радехов-сахар», совладельцем которого является немецкая Pfeifer & Langen. Другие предприятия не могут пройти сертификацию на соответствие стандартам ЕС. Выдать документ просто некому — НИИ сахарной промышленности из-за отсутствия финансирования не работает уже третий год. Как правило, украинский сахар из-за низкого качества идет в Европе на промышленную переработку или производство сиропов. В «Астарте» прогнозируют, что в 2015/16 маркетинговом году производство сахара в Украине снизится. С учетом переходящих остатков баланс спроса и потребления на внутреннем рынке выровняется. Украинский сахар в этом сезоне в основном будет продаваться внутри страны.

Бараний вес

Некоторые квоты не используются потому, что наши аграрии не производят достаточное количество продукции. Ежегодно Европа готова беспошлинно ввозить из Украины 1500 т баранины, но пока наши фермеры не в состоянии обеспечить даже такие объемы. «Отечественные сельхозпроизводители покрывают внутренний спрос на баранину только на 17%. Соответственно, экспортировать нам пока нечего», — констатирует заместитель министра аграрной политики по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая. Выращиванием баранов в Украине занимается около 80 хозяйств, при этом стадо численностью от 2000 до 5000 голов есть только у пяти.

Экспорт баранины в ЕС открывает новые возможности для развития украинского малого и среднего бизнеса. В Европе растет количество мусульман, которые отдают предпочтение именно этому виду мяса. Нашим аграриям нужны инвестиции, ведь чтобы наладить поставки в Европу, необходимо построить ферму минимум на 5000 голов. «Инвестировать в такой проект придется около $500 000–600 000», — подсчитал владелец фермы «Агро Капитал Украина» Дмитрий Савчук. По его словам, в ближайшие несколько лет Украина не сможет заполнить квоту по баранине, хотя цена на это мясо в ЕС очень привлекательная.

Есть еще одно препятствие для выхода на европейский рынок — нашим агропроизводителям необходимо пройти сертификацию на соответствие европейским стандартам качества. Например, ни один из производителей баранины такую процедуру не проходил. «В Украине просто вырастить баранов, вот только проблема с сертификацией убойных цехов», — объясняет Савчук.

Проверка качества

Украина пока не получила окончательного подтверждения со стороны ЕС и для возможности экспорта молочной продукции. Год назад Офис ветеринарной медицины и пищевых продуктов при Еврокомиссии проверил пять украинских производителей молочных продуктов. В его отчете сказано, что у трех из них есть перспективы выхода на рынок ЕС. Теперь этот отчет должен быть внесен в график на утверждение Еврокомиссии. Молочные предприятия ждут не столько возможности поставок в ЕС (это очень конкурентный рынок, и цены на молоко там ниже), сколько подтверждения безопасности и качества своего производства. Это позволит им поставлять свой товар в страны Азии с пометкой «сделано в Европе». В ЕС наши производители в основном смогут отправлять сливочное масло и сухое молоко. Украинский сыр европейцам вряд ли придется по вкусу.

02-03_focus_kvoty-3Спорная выгода

Продавать некоторые продукты переработки даже в рамках квот производителям невыгодно. Не использована квота на поставку 2500 т сигарет. У многих табачных компаний есть фабрики в Европе. «Чтобы увеличить объемы производства, нам пришлось бы инвестировать в перенастройку и закупку нового оборудования в Украине, — говорит директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут. — К тому же, чтобы использовать квоты, необходимо получить сертификат, подтверждающий, что все используемые материалы и сырье произведены в Украине».

Европейцы с удовольствием покупают лишь те товары, которые ЕС не производит в достаточном количестве. Например, квота на 5000 т меда была использована буквально в первые несколько дней 2015 года. Украина является №1 по его производству в Европе. Ежегодно наши пчеловоды собирают около 75 000 т этого полезного продукта, из них в страны ЕС в 2014-м отправилось 26 000 т. По словам председателя правления «Всеукраинского братства пчеловодов» Татьяны Васильковской, на внутреннем рынке цена меда составляет $1,5 за килограмм. В ЕС трейдеры продают его в среднем по $2–3 за килограмм. Но это все равно дешевле, чем у наших основных конкурентов Аргентины, Индии и Вьетнама — Украина гораздо ближе к рынку сбыта.

Покупают европейцы и украинскую курятину — квота на ее поставку тоже полностью использована. Право на поставку мяса птицы в ЕС получили две компании — лидер рынка «Мироновский хлебопродукт» Юрия Косюка и комплекс «Агромарс» Евгения Сигала. Общее потребление курятины в странах ЕС в 2014 году составляло 13,6 млн т, с 2009 года оно ежегодно растет на 250 000 т. В РФ съедают всего 3,68 млн т птичьего мяса в год. Европейский рынок перспективный. Но выделенные европейцами квоты для двух крупнейших производителей — лишь капля в море. Всего Украина ежегодно производит около 1 млн т птичьего мяса, а ввозить по квотам может 20 000 т. Экспортировать курятину с уплатой всех пошлин нашим птицеводам невыгодно: ввозная пошлина в ЕС очень высокая — от 1,5 до 2,5 евро за килограмм. Поэтому МХП рассматривает возможность покупки предприятия в Европе.

Производители индюшатины возможность выхода на европейский рынок пока даже не рассматривают — их предприятия вряд ли пройдут сертификацию. Если производители курятины строили новые птицефабрики, то производители индюшатины предпочитали модернизировать старые. А они не всегда соответствуют стандартам ЕС. Им гораздо проще работать на рынках Азии и Африки.

Компенсировать украинским аграриям потерю рынка Таможенного союза предоставленные европейцами квоты не смогут. И хотя в прошлом году экспорт в ЕС вырос на $300 млн, до $4,8 млрд, из-за закрытия рынка стран СНГ наши аграрии потеряли более $1,1 млрд. Основным рынком сбыта для украинских сельхозпроизводителей стали страны Азии — в 2014-м году экспорт туда вырос на 9,9%, до $6,6 млрд.

Основным рынком сбыта для украинских сельхозпроизводителей стали страны Азии

С 1 января 2016 года в силу вступит соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. Но для украинских аграриев условия экспорта в Европу практически не изменятся, объемы беспошлинных квот останутся прежними.

Читайте також