Новини / Аналітика     30 березня 2017 09:24

Почему даже самые современные мировые технологии могут не дать никакого эффекта в Украине, и как это исправить


Сейчас, когда границы открыты, важно быть конкурентоспособным на мировом уровне. Другого выхода нет. Те, кто не работают таким образом, будут неминуемо вытеснены с рынка. Тут не надо никакой статистики, зайдите в любой магазин, посмотрите, чьи товары вы покупаете и почему.

В Украине сегодня достаточно рентабельных хозяйств и больших агрохолдингов, зарабатывающих около $800 с гектара. Однако у американских фермеров этот показатель гораздо выше — от $1000 до $1200. Такая разница означает, что украинским аграриям есть куда расти. Несмотря на то что сейчас многие украинские агрокомпании стараются увеличить урожайность и снизить затраты, закупают современную технику и внедряют технологии точного земледелия, эффект от этих нововведений минимален.

Почему так происходит

Причин для этого много. Прежде всего, 25 лет назад произошла ломка системы: от старой колхозно‑совхозной отказались, а новую, работоспособную, не создали. На эту тему можно писать десятки диссертаций, я же приведу короткий перечень того, что нужно аграриям, чтобы быть конкурентоспособными на мировом уровне. Это новые технологии возделывания почвы, современная техника, новые прибыльные рынки и, главное, обученные кадры, которые заставили бы все это работать. И именно такие кадры в Украине найти пока очень нелегко — их тут попросту не готовят.

Но и пригласить хорошего специалиста, а после ждать качественного рывка в бизнесе — тоже неправильно. Если в Украине и дальше будут использовать технологии, просто перенося их с других стран, без адаптации и локальных решений, эффект будет минимальным. Сейчас так и происходит: дилеры западных компаний пытаются внедрить свой опыт на украинской почве без понимания истории Украины, местных условий и демографии. Локализировать технологии собственными силами украинцам непросто — они могут говорить на иностранном языке, но не имеют необходимого опыта или образования. В итоге иностранный продукт внедряется в Украине без рассмотрения местных условий, и эффективность от этого очень низкая.

Понимание современных технологий необходимо, чтобы они функционировали совместно. К примеру, в одной из транснациональных машиностроительных компаний, где я работал, в число моих обязанностей входило обеспечение совместимости новых моделей тракторов с существующими машинами. Так вот, для соединения трактора с сеялкой существовало более 250 комплектов шлангов, карданных валов и кабелей. Почему так много? Потому что только задние колеса имели 18 типоразмеров, а ширина захвата сеялки варьировалась от 6 до 48 рядков с разными междурядьями. Хорошо это или плохо — отдельный разговор. Вопрос в другом: как вы думаете, сможет ли украинский дилер дать вам грамотный совет?

И это проблема совместимости только двух компонентов. А что будет, если мы введем в эту систему еще два компонента: электронику и программные средства? Дела будут обстоять еще хуже. В этом случае нужно хорошо знать не только свой машинно‑тракторный парк, технологии и возможности электроники разных компаний. Надо понимать, как унифицировать и оптимизировать все это с целью снижения затрат и повышения эффективности использования. Очевидно, что местные дилеры не имеют таких знаний и опыта, частично из‑за своей узкой специализации.

Как решить проблему

Необходимо постоянное обучение ключевых специалистов. Почему постоянное? Все просто: мы живем в XXI веке, технологии развиваются экспоненциально. Поговорка «Век живи — век учись» сегодня актуальна как никогда. Учеба — это как гребля против течения: только остановился — и тебя несет назад. К примеру, в США, где я живу, любят говорить, что сейчас знания, полученные студентами, будут устаревать еще до того, как те закончат обучение. Это значит, что эффективные специалисты должны учиться постоянно, следить за инновациями и владеть новейшими технологиями.

Получить доступ к таким технологиям возможно путем обмена опытом со специалистами из страны, которая давно является лидером во многих сельско­хозяйственных технологиях, — США. Но здесь есть большая проблема — это общение. Без знания языка и культуры обмен информацией будет затруднен и многое будет потеряно в этом процессе. Я часто занимался переводом в процессе переговоров высокого уровня делегаций и видел, как обе стороны делают ошибочные предположения или заключения о знаниях другой стороны. Кроме того, перевод в два раза снижает скорость общения.

Лучший вариант решения вопроса обмена опытом для украинских агрокомпаний — это создание некоего представительства, обучающего центра в США. Здесь, кстати, может поучаствовать и само государство, ведь в конечном итоге успешность агробизнеса — это залог устойчивости национальной экономики.

С помощью такого центра украинские агрокомпании получат доступ к передовым приемам агрономии, к новым технологиям возделывания почвы, к новинкам биотехнологий и агротехники. Можно изучить опыт американских аграриев в управлении финансами, в маркетинге, в налаживании эффективных каналов продаж, в эффективном менеджменте. Все это есть в США.

Почему США? Потому что именно в этой стране работают эффективные вертикально интегрированные агрокомпании. Например, такое представительство можно открыть в Миннеаполисе, где я живу. Здесь находятся Minneapolis Grain Exchange (биржа по торговле зерновыми), центральные офисы крупнейших компаний Land O’Lakes, Cargill, General Mills, American Crystal Sugar Company. У них действительно есть чему поучиться. Кроме того, здесь работают самые передовые машиностроительные компании и производится более дешевая, по сравнению с Европой, техника.

В США легче организовать подготовку кадров для Украины. Можно укомплектовать технологическую линию для производства любой культуры, включая навигацию, телекоммуникации и программные средства. В течение года в стране проводятся десятки выставок с демонстрацией техники в поле, и испытать ее может любой желающий.

В США легче сформировать высоко­производительную инновационную команду, ориентированную на результат. Это и есть первый и очень важный стратегический шаг. Здесь также есть возможность и финансового маневра — стоимость кредитов ниже. Некоторое оборудование можно будет взять в лизинг.
Понимание преимуществ вашей команды позволит ускорить инновации — запустить необходимые процессы, создать нужные продукты и бизнес‑модели для закрепления своего отрыва от конкурентов. Также в США всегда есть возможность подключить необходимых экспертов. При поиске людей я отдаю предпочтение специалистам с критическим мышлением, умеющим изучать проблемы под разными углами. Эти специалисты ищут пути снижения рисков и имеют доступ к экспертному сообществу в социальных сетях. Они терпеливы и способны работать в условиях неопределенности.

К чему приведет обмен опытом

Сбор и управление знаниями имеют первостепенное значение в стимулировании инновационной деятельности. Ваша команда сможет создавать новую интеллектуальную собственность, изучая и принимая к сведению ошибки, комбинируя существующие и новые решения и подходы. Возможность документирования, управления, обмена и использования полученных знаний представляет значительную ценность. Это поможет команде работать лучше, не начиная каждый раз с нуля. Если вы хотите достигнуть прорыва и соответствовать мировому уровню, надо создать инновационную среду с привлечением исполнителей высокого класса.

Я знаю, кое‑кто скажет, что все в бизнесе решается не по знаниям, а «по блату» и т. д. Да, но кто‑то ведь должен делать настоящую работу? Кроме того, рано или поздно неэффективные предприятия с «блатными» на борту умрут — таков закон рынка. В качестве примера посмотрите на предприятия сельхозмашиностроения в Украине и Беларуси. И большинство уволенных будут вынуждены учиться или переучиваться со всеми вытекающими отсюда последствиями и глубоким карьерным отставанием. Карьерное выживание сегодня требует мышления и действий предпринимателя, начинающего бизнес. Ему следует оставаться подвижным и стойким, готовым к переменам и сверхчувствительным к реалиям рынка. Потому в США компании не нанимают просто работников — им нужны «борцы за идею». В анкетах американских компаний обязательно есть такие вопросы, как «Почему вы хотите работать в этой компании?» или «Где вы себя видите через три года и через пять лет?». Надеюсь, со временем они появятся в анкетах каждого украинского сельскохозяйственного предприятия.

Андрей Скотников, основатель компании New Ag Systems