Новини / Аналітика     25 лютого 2016 21:04

Химическая реакция. Syngenta стоит на пороге нового поглощения. Что заставляет швейцарцев просить время на раздумья?

Не каждый день вам предлагают $43 млрд… Скажите эту фразу топ-менеджерам швейцарской корпорации Syngenta AG, и они ответят вам горькой улыбкой: да, не каждый, но стабильно несколько раз в год. И это их почему-то не радует.

Syngenta AG, входящая в тройку лидеров глобального производства семян и средств защиты растений (СЗР), — одна из крупнейших и самых дорогих корпораций в мире. В 2015 году выручка компании составила $13,4 млрд. Ее акции котируются на Швейцарской фондовой бирже и фондовой бирже Нью-Йорка. Состоянием на начало февраля капитализация Syngenta AG превысила $37,3 млрд. Не мудрено, что с такими показателями швейцарский гигант является лакомым кусочком для более сильных игроков рынка, которые стремятся укрепить свои позиции в индустрии с многомиллиардными оборотами.

В последние годы в Syngenta AG то и дело поступали предложения от двух богатых конкурентов: американской корпорации Monsanto и китайской компании China National Chemical Corp (ChemChina). Только в течение 2015-го каждая из них трижды предлагала швейцарцам сделку. Сумма колебалась от $41 до $47 млрд. Трижды отвергая предложение Monsanto и дважды — предложение ChemChina, председатель совета директоров Syngenta AG Мишель Демаре заявлял: компания имеет внутренние резервы для повышения рентабельности. Главный козырь — уникальная исследовательская база и усиление позиций корпорации на рынках развивающихся стран. Третье предложение о покупке от ChemChina на момент подготовки этой статьи у руководства Syngenta AG находилось на рассмотрении. Не исключено, что его примут. При всех сильных сторонах швейцарской компании у нее есть и немало слабых: ее атакуют исками фермеры в США, девальвация валюты на рынках развивающихся стран бьет по продажам, а акционеры то и дело выказывают недовольство излишним стремлением корпорации к самостоятельности. Конкретные деньги здесь и сейчас для них гораздо более понятная категория, чем Research & Development (R&D), на которые Syngenta AG тратит $2 млн в день.

История Рогенхофера

DSC_3147

Гебхард Рогенхофер, гендиректор украинского подразделения компании Syngenta AG

Австриец Гебхард Рогенхофер, гендиректор украинского подразделения компании Syngenta AG, отлично говорит по-русски. Для этого ему хватило 12 уроков русского языка и долгих лет, проведенных на постсоветском пространстве.

Впервые Рогенхофер попал в Киев в феврале 1988-го — 25-летнего специалиста-агронома назначили на должность менеджера по развитию бизнеса швейцарской компании Sandoz Laboratories в Советском Союзе. Sandoz тогда была одним из лидеров мировых фармацевтического и агрохимического рынков. Позднее она стала частью Syngenta AG. На постоянную работу в Киев австриец перебрался в январе 2001 года, когда Syngenta AG открыла здесь свой офис. Менеджер был главой отдела продаж СЗР, затем возглавил отдел по продажам семян. В феврале 2010-го руководство Syngenta AG назначило Рогенхофера гендиректором украинского офиса.

Решение было более чем логичным, поскольку за это время компания выбилась в лидеры на рынке СЗР и семян в Украине, одном из стратегических для Syngenta AG, и австриец сыграл в этом существенную роль. В дальнейшем позиции компании на рынке Украины только укреплялись.

«С 2001 по 2008 год наши продажи очень динамично росли, — рассказывает Рогенхофер. — После затишья в 2009-м с 2010 по 2013 год рост продаж был феноменальным». В этот период выручка компании в Украине увеличивалась почти на 50% в год, иногда доходило до 80%. Syngenta AG работает в 90 странах мира, в 2015-м во внутреннем рейтинге приоритетных рынков компании Украина заняла восьмую сроку. Оборот украинского подразделения Syngenta AG достигает $350 млн, оно контролирует около 20% местного рынка СЗР. С объемом более $218 млн «Сингента Украина» лидирует в рейтинге крупнейших импортеров товаров для сельскохозяйственного бизнеса по версии журнала Landlord.

История карьерного восхождения Рогенхофера, работающего в структурах компании уже 27 лет, повторяет историю формирования Syngenta AG. В Sandoz Laboratories работало мощное подразделение по созданию гибридов семян. В 1996 году оно было объединено со швейцарской корпорацией Ciba Geigy, специализирующейся на производстве средств защиты растений, в компанию Novartis Agribusiness. После объединения офис Sandoz в Вене был закрыт, и Рогенхофер переехал в штаб-квартиру Novartis Agribusiness, располагавшуюся недалеко от Цюриха. Его специализацией снова стал бизнес со странами СНГ. После финансового кризиса в России 1998 года менеджер переехал на работу в московский офис Novartis.

В ноябре 2000-го состоялась очередная концентрация швейцарского бизнеса в сфере СЗР и семян, а также отдаление его от фармацевтического рынка. В результате слияния агроподразделений корпорации Novartis и шведско-британской компании AstraZeneca была создана Syngenta AG со штаб-квартирой в Базеле. При этом Novartis и AstraZeneca продолжают работать как самостоятельные крупные игроки фармацевтического рынка, а Sandoz является структурным подразделением по производству генериков первой из них.

Syngenta AG сконцентрировала свои усилия на создании СЗР и гибридов семян. В рамках расширения последней сферы в 2004 году она приобрела Garst и Golden Harvest Seeds — две американские компании по производству семян.

plant-trial-6-highres

Syngenta AG уделяет большое внимание научным разработкам, активно спонсируя свои R&D-подразделения

Кроме того, Syngenta AG с самого начала уделяет большое внимание научным разработкам, активно спонсируя свои R&D-подразделения. Масштабные научные центры компании сосредоточены в швейцарской коммуне Штайн, в индийском Гоа, в американском штате Северная Каролина, а также в британском Джелоттс Хилл — здесь расположены самая большая в Европе теплица для исследований площадью 4000 кв. м и агрохозяйство на 260 га. В этом престижном исследовательском центре работают около 800 человек.

«Еще в 2004 году, учась в аспирантуре, я была наслышана о научном центре Syngenta Jealott’s Hill в Британии. Туда ехали работать по приглашению самые известные мировые ученые», — говорит Ярина Шеремет, руководитель направления по техническим сервисам «Сингента Украина». Шеремет продолжает заниматься наукой — уже 10 лет она работает ученым-физиологом в структуре НАНУ.

Аргументы Демаре и контраргументы покупателей

Syngenta AG занимает 19% мирового рынка агрохимии. На СЗР приходится около 75% дохода компании. Сейчас в ее портфеле — наибольший спектр средств защиты растений (фунгицидов, инсектицидов, гербицидов и прочей химической продукции для агробизнеса).

62

Ближайший ее конкурент в этом бизнесе — немецкая Bayer CropScience, агрохимическое подразделение фармацевтического гиганта Bayer AG. Она занимает около 18% рынка СЗР. Остальные конкуренты заметно отстают.

Концентрация бизнеса на рынках агрохимии и семян стартовала в 1980-х. В результате на данный момент около 75% производства СЗР сконцентрировано в руках шести корпораций («Большой шестерки»): Syngenta AG, Bayer CropScience, BASF, Dow AgroSciences, Monsanto и DuPont.

Но если на рынке СЗР Syngenta AG смогла заметно потеснить конкурентов и уверенно удерживает первую позицию, то на рынке семян — втором главном сегменте ее деятельности — результаты пока скромнее. Здесь лидирует американская Monsanto, выручка которой в 2015 году составила $15 млрд. Компания контролирует около 26% мирового рынка семян. Syngenta AG в этом бизнесе — на третьем месте, после DuPont Pioneer’s.

Syngenta AG, как и все остальные игроки «Большой шестерки», ведет активную деятельность в сегменте генетически модифицированных семян (ГМ-семян), в частности кукурузы и сои. Здесь главные ее рынки — Северная и Южная Америка, а также Индия.

plant-trial-4-highresВ Европе из-за законодательного запрета Syngenta AG ГМ-продукцию не выращивает. Не работает с ГМ-семенами компания и в Украине, поскольку нет соответствующего законодательства, отмечает Рогенхофер.

В 2010-м в США был одобрен к использованию новый сингентовский ГМ-гибрид кукурузы Agrisure Viptera. С того же года американские фермеры начали большими партиями экспортировать его в Китай. Однако в конце 2013-го китайские чиновники заблокировали поставки трансгенной кукурузы, ссылаясь на то, что официальных разрешений на ее продажу на китайском рынке нет. Цены на кукурузу в США сразу же рухнули. И хотя в 2014 году Китай все-таки разрешил поставки Viptera, американский рынок от удара так и не оправился. Фермеры и трейдеры предъявляют к Syngenta AG претензии в том, что компания четко не разъяснила им ситуацию с официальной регистрацией Viptera в Китае, в результате чего они получили убытки на сумму $2,9 млрд. Syngenta AG считает претензии необоснованными и собирается подавать встречные иски.

Компания прилагает значительные усилия, чтобы бороться с негативным шлейфом, который тянется за ней, как и за другими игроками рынка пестицидов и ГМ-продукции. Имея широкое представительство в развивающихся странах, она создает множество образовательных программ для фермеров с целью поднять эффективность их хозяйств без значительного урона для экологии.

В 2013 году Syngenta AG откликнулась на призыв ООН к повышению производительности сельского хозяйства на 60% к 2050-му. Цель — накормить возрастающее население планеты. Syngenta AG анонсировала семилетний План успешного роста (The Good Growth Plan). Согласно проекту, компания планирует на 20% увеличить продуктивность основных сельскохозяйственных культур без увеличения посевных площадей, улучшить плодородие 10 млн га земли сельхозназначения, находящейся на грани деградации, помочь 20 млн небольших фермеров в развивающихся странах поднять эффективность работы на 50% и обучить их правилам безопасного производства.

К тому же у Syngenta AG есть собственные амбициозные планы на ближайшие годы: к 2020-му нарастить объем продаж до $25 млрд. Перспективными рынками при этом будут Бразилия, Аргентина, Северная Америка, Индия и страны СНГ.

Китайское наступление

Динамика агрохимического рынка и рынка семян изменилась с начала 2015-го, и не в лучшую для основных игроков сторону. Уже третий год продолжается снижение цен на основные сельскохозяйственные культуры, что ведет к обеднению фермеров. Также наблюдается падение национальных валют в ряде стран. Кроме того, в конкуренцию за мировой рынок агрохимии активно включился Китай.

«Это еще одна мощная машина, которая поглощает компании, — отмечает аналитик ИК «Инфоиндустрия» Игорь Герасименко. — Тем более что в последнее время они улучшили качество своих продуктов и уже могут конкурировать с мультинациональными компаниями». По оценке эксперта, сейчас около 26% импорта СЗР в Украину обеспечивает Китай.

3 февраля 2016-го руководство Syngenta AG созвало пресс-конференцию в Базеле, чтобы озвучить финансовые результаты за прошлый год. Продажи составили $13,4 млрд — это на 11% меньше по сравнению с 2014-м. Финансовые показатели компании резко ухудшились еще по итогам III квартала и девяти месяцев 2015 года. И вот почему. В III квартале продажи Syngenta AG сократились на 12%. Причина — резкое падение бразильского реала к доллару: на 28% в III квартале и на 50% с начала 2015-го. Бразилия является вторым по размеру рынком Syngenta AG.

Обесценивались украинская гривна и российский рубль. «Валютные курсы, без сомнения, были главным фактором в отношении нашей работы в 2015 году, — сказал на презентации результатов III квартала 15 октября 2015-го Джон Рамсей, тогда финансовый директор Syngenta AG, а ныне исполнительный директор корпорации. — В целом за весь год валютные влияния снизят объем продаж более чем на $1,5 млрд».

Конкуренты Syngenta AG тоже ощутили негативные тенденции рынка. В октябре прошлого года DuPont сократила прогноз годовой операционной прибыли на 11% из-за невысокого спроса на СЗР и семена в Бразилии. В свою очередь Monsanto сообщила, что по состоянию на 30 ноября ее доходы упали на 23% по сравнению с 2014-м по причине резкого снижения продаж семян кукурузы.

В поисках партнера

Неблагоприятные условия на рынке агрохимии подтолкнули основных игроков к новому его переделу. В декабре 2015 года стало известно, что «Большая шестерка» превращается в «Большую пятерку» — компании Dow Chemical Co и DuPont объявили о слиянии, которое оценивают в $130 млрд. Появление такого мощного конкурента усилит борьбу за сферы влияния. В то же время попытки Syngenta AG решить вопрос о слиянии для укрепления своей позиции на рынке привели пока лишь к обострению конфликта между руководством компании и ее акционерами.

Больше всего усилий добиться слияния с Syngenta AG предприняла Monsanto, ведя переговоры в течение последних четырех лет. Объединение агрохимического лидера с крупнейшим производителем семян оставило бы конкурентов далеко позади сразу на двух рынках. Но в 2015 году Syngenta AG отказалась от трех предложений Monsanto о покупке. В последнем из них, сделанном в августе, американский гигант предлагал за швейцарскую корпорацию $47 млрд. 26 августа, когда стало известно об отклонении и этой оферты, акции Syngenta AG на бирже в Швейцарии упали на 18%, в то время как в США акции Monsanto поднялись на 8%. Чтобы успокоить инвесторов, ожидавших слияния с Monsanto, руководство Syngenta AG объявило о выкупе акций на $2 млрд и о планах продажи бизнеса семян цветов и овощей c целью вернуть значительный уровень капитала акционерам.

В начале 2015-го выкупить Syngenta AG предложила ChemChina, занимавшая 265-ю строчку в рейтинге Fortune Global 500 companies в прошлом году. За швейцарскую компанию китайский гигант предложил $42 млрд, но руководство Syngenta AG отказало в сделке. Тогда китайцы подняли цену до $44 млрд. Они уже захватили 5% мирового рынка агрохимии, купив в 2011 году за $2,4 млрд израильскую компанию Adama.

Кроме того, ChemChina с 2006-го активно скупает и другие активы за пределами Китая, тратя на это миллиарды долларов. В частности, в начале этого года она объявила о покупке KraussMaffei Group, немецкого производителя машиностроительного оборудования, за 925 млн евро. В марте 2015-го приобрела итальянскую шинную компанию Pirelli за 7,1 млрд евро. Поглощен французский производитель кормовых добавок для животных Adisseo.

65

В середине января 2016-го Демаре заявил, что Syngenta AG ведет переговоры о слиянии с несколькими компаниями, в том числе продолжает их с Monsanto и ChemChina и через шесть месяцев сделает шаги к консолидации.

А 3 февраля стало известно, что ChemChina выдвинула новую оферту о покупке швейцарской корпорации более чем за $43 млрд, предложив за каждую акцию наличными $465 и специальные дивиденды в размере 5 швейцарских франков за акцию. Syngenta AG заявила, что предложение китайцев эквивалентно 480 швейцарских франков за акцию. Так высоко акции корпорации еще не оценивались. Днем ранее котировки ее акций были на уровне 392,3 швейцарского франка, или $385. Совет директоров Syngenta AG рекомендовал акционерам одобрить это предложение.

Китайцам прежде всего интересны научные разработки компании и ее присутствие на многих рынках развивающихся стран. Кроме того, опыт Syngenta AG очень пригодится в модернизации сельского хозяйства Китая, серьезно пострадавшего от неконтролируемого использования химикатов в процессе интенсивного земледелия. «Только около 10% китайских земель сельхозназначения являются эффективными, — рассказал источник, близкий к сделке, в интервью агентству Reuters. — Это больше, чем просто одна компания покупает другую. Это попытка правительства решить реальную проблему».

Рынок роста

Волнения, преследующие центральный офис Syngenta AG в связи с падением финансовых показателей, на работе украинского подразделения, насчитывающего 300 сотрудников, не отражаются. В Украине, несмотря на обесценивание гривны, снижения доходов компания не ожидает. С 2017 года Рогенхофер прогнозирует возобновление роста продаж.

На местном рынке Syngenta AG стала успешным брендом. По опросу аграриев в южных областях Украины, проведенному в 2014-м ассоциацией «Украинский клуб аграрного бизнеса», агентством AgriSurvey и Киевским международным контрактовым ярмарком, лучшими производителями агрохимии были названы Syngenta AG и Bayer (32% респондентов). Самым популярным производителем семян стала компания Pioneer (подразделение DuPont) — 35%, второе место заняла Syngenta AG (30%), третье — Monsanto (20%).

Девальвацию гривны Syngenta AG компенсирует повышением цен на свою продукцию в национальной валюте, а также развивая местное производство семян и экспорт. Ранее 100% семян кукурузы Syngenta AG в Украину импортировала. Сейчас около 60% этой продукции производится в Украине. В течение нескольких лет компания планирует довести продажи семян местного производства до 80%.

Собственное производство семян Syngenta AG запустила в Днепропетровской области, выкупив 40% акций завода французской группы Maїsadour Semences. Кроме того, Syngenta AG в Украине активно развивает направление экспорта сельхозпродукции, находясь на 19-м месте в рейтинге экспортеров. Главные культуры здесь — пшеница, кукуруза и соя. По словам Рогенхофера, в 2016 году компания ожидает увеличения экспорта на 20-30%.

Еще один инструмент работы на украинском рынке — финансовые программы для фермеров. В 2015-м около 22% бизнеса Syngenta AG в нашей стране вела через них. В 2014 году в Украине стартовала программа аграрных расписок, успешно реализованная ранее Syngenta AG в Бразилии. Фермеры получают продукцию компании в счет будущего урожая. Сначала проект действовал только на Полтавщине, а в 2015-м был расширен на Черкасскую, Винницкую и Харьковскую области.

Первым на Черкасчине аграрную расписку с Syngenta AG оформило хозяйство «АгроКо» (обрабатывает 10 000 га земли). Предприятие около четырех лет сотрудничало с Syngenta AG в рамках других программ. «По аграрной расписке мы должны поставить Syngenta AG 5000 т кукурузы, — рассказывает финансовый директор «АгроКо» Александр Хижняк. — Мы при этом имеем возможность купить продукцию Syngenta AG с хорошей скидкой. Специалисты компании помогают нам, бесплатно проводя для нас анализ семян и грунта».

Читайте також