Новини / Аналітика     16 лютого 2017 00:08

Дефицит вагонного парка составляет 9000 зерновозов


В разгар экспортного периода в прошлом году наблюдался дефицит вагонов‑зерновозов. Эта проблема усилилась катастрофическим дефицитом топлива в ПАО «Укрзалізниця». К концу сентября участники рынка оценивали свои финансовые потери в $75 млн в месяц.

За 10 месяцев 2016 года железнодорожным транспортом было перевезено 27,6 млн т зерновых, что на 3 млн т больше, чем в 2015‑м. В компании уверяют, что за этот период им удалось увеличить среднесуточную погрузку зерновозов на 141 вагон — до 1404.

При этом зерном было загружено 370 100 зерновозов — на 29 100 больше, чем в прошлом году. Рабочий парк зерновозов увеличился на 535 единиц и теперь его количество составляет 13 476 машин.

Дефицит грузового вагонного парка национального железнодорожного перевозчика составляет 9000 вагонов. В октябре стало известно, что «Укрзалізниця» готова идти на крайние меры: арендовать зерновозы у Беларуси и Молдовы.

Директор New World Grain Ukraine (Soufflet Group) Николай Горбачев уверен: нужно дать бизнесу возможность построить вагоны. А для этого следует сделать их рентабельными и снизить срок окупаемости до трех‑четырех лет.

– С это целью «Укрзалізнице» необходимо принять директивы — снизить железнодорожные тарифы на собственные новые вагоны на 30% сроком на пять лет. Через пять лет Украина окажется с новым парком вагонов и обычными тарифами. Но компания боится потерять монополию на вагоны‑зерновозы, и не спешит этого делать, — отмечает Горбачев.

Себестоимость доставки по железной дороге составляет около 60 центов, в то время, как доставка зерна грузовиками выросла с $1 за тонну до $2. Еще дешевле – речные перевозки, но поскольку еще не принят закон «О внутреннем водном транспорте», речная инфраструктура к массовым перевозкам пока не готова.

– К 2020 году «Укрзалізниця» предстанет перед необходимостью списать 11 800 зерновозов, тогда как весь их парк составляет 13 500, — констатирует глава консалтингового отделения Центра транспортных стратегий Андрей Шкляр. — Железная дорога будет вынуждена проводить капитальный ремонт и продолжать эксплуатацию старых вагонов еще лет 15.

В 2020 году, по его прогнозам, потребность в зерновозах составит уже около 21 000 единиц.

«Если бы в Украине работало хотя бы 10–15 транспортно‑экспедиторских предприятий, каждое с собственным парком вагонов в 200, вопрос дефицита зерновозов не стоял бы», — уверен генеральный директор ООО «ТЭП «Вертикаль» Олег Бурлаченко.

По его подсчетам, перевозки в собственных зерновозах были бы дороже, чем в вагонах инвентарного парка, примерно на $2 за тонну.