Новини    27 грудня 2015 12:00

Тепличные условия. Химические гиганты вместе с Международной финансовой корпорацией взялись за образование фермеров


В Индустриальной молочной компании (ИМК) следят за ростом кукурузы, подсолнечника, пшеницы и сои на своих полях с околоземной орбиты. Контролировать ситуацию аграриям помогают семь геоспутников, которые ежедневно фотографируют разные участки планеты. Ценность космических снимков — в спектральном отображении зон поля. По цвету засеянных участков поля можно определить, где не хватает удобрений или где болеют растения. «Это позволяет оперативно отслеживать состояние посевов, реагировать на проблемы и возможные осложнения в развитии растений, прогнозировать урожайность», — говорит Алекс Лисситса, генеральный директор компании.

 

_Y6A8025_1000

Алекс Лисситса, генеральный директор Индустриальной молочной компании (ИМК)

О заоблачной технологии руководству ИМК подсказали эксперты Международной финансовой корпорации (IFC) во время специальной обучающей программы для украинских аграриев. «У наших агропредприятий огромный потенциал по увеличению урожайности, и мы показываем, как получать максимальную отдачу без дополнительных капиталовложений», — рассказывает Оксана Вароди, руководитель консультативной программы IFC «Содействие развитию малого и среднего агробизнеса в Украине».

Группа поддержки

Украинских фермеров и отраслевых чиновников эксперты IFC учат уже третий год. Сначала международные эксперты консультировали украинскую власть по части упрощения законодательства для АПК, затем помогали аграриям перевести их производство на европейские стандарты работы. Последний вопрос, самый главный, — как получить дешевое финансирование от международных банков. Все это, по словам Вароди, должно сделать предприятия участников семинаров более эффективными. «В Украине — огромный дефицит необходимых знаний и опыта для эффективного ведения аграрного бизнеса», — отмечает она.

Партнерами в образовательной программе IFC стали крупнейшие производители агрохимии — компании Bayer и BASF. Руководство и первой, и второй уверено, что новые знания для украинских аграриев просто необходимы. «Фермеры теряют около 8 млн т зерна ежегодно из‑за слаборазвитой инфраструктуры для его хранения, отсутствия технологий и ограниченного финансирования», — сказал по время презентации проекта Андреас Льохель, руководитель Bayer CropScience в регионе Северного Причерноморья. «С новой программой украинские аграрии научатся использовать инновации и последние разработки для увеличения прибыли хозяйства», — согласен с ним Тибериу Дима, руководитель агробизнеса компании BASF в Украине, Молдове и странах Кавказа.

Первым о наборе на свои обучающие программы объявили в компании Bayer. В 2013 году химический гигант совместно с IFC провел 140 семинаров, в которых приняли участие 11 000 фермеров. На семинарах компания презентовала несколько специальных сервисов для аграриев. Первый — программный комплекс «Байер Фитосан Монитор», который с учетом метеорологической ситуации в регионе, биологических особенностей разных растений и миграции разных типов вредителей прогнозирует уровень болезней посевов. Мониторинг проводится в течении сезона в реальном времени по всем регионам страны. За прогнозом уровня болезней пользователь может следить с помощью специальной интерактивной карты на сайте Bayer CropScience. Если на поле обнаружены проблемы, аграрий может спросить у экспертов Bayer, какие именно средства защиты и в каком количестве применить.

Второй представленный фермерам сервис — «Байер Контроль Полей» — позволяет анализировать ситуацию на полях фермера с космоса. Полученную информацию о погоде программа объединяет с динамикой роста основных сельскохозяйственных культуры и помогает спрогнозировать будущий урожай. Это удобно, когда поля агрокомпании находятся в разных местах региона. «Все поля не объедешь, а со спутника отлично видно, на каком участке есть риск потерять урожай», — делится опытом Виктор Демченко, генеральный директор кировоградской агрокомпании «Влад», которая занимается выращиванием зерновых и животноводством.

_GRB1477

Максим Йовенко, руководитель направления развития новых маркетинговых решений компании Bayer CropScience

В 2014‑м заработал еще один сервис — «Байер Мастер Класс». Целевая аудитория — агрономы и менеджеры, которые хотят узнать о секретах хороших урожаев зерновых от специалистов из других стран. Последним анонсировали запуск проекта «Байер Бизнес Плюс», в рамках которого фермеры могут получить консультацию по настройке бизнес‑процессов в их компаниях: от диверсификации рисков до оптимизации структуры управления компании. «Пока в программе приняли участие 10 предприятий, полноценно сервис будет предоставляться с 2016 года», — говорит Максим Йовенко, руководитель направления развития новых маркетинговых решений компании Bayer CropScience.

Чтобы теория стала практикой, Bayer CropScience и IFC совместно с Райффайзен Банком Аваль и Credit Agricole запустили вексельную программу финансирования агропроизводителей — «Байер Вексель». По этой программе агрокомпании могут получить девятимесячный кредит под 4% годовых в гривне, что является самой низкой ставкой в стране. Сейчас в программе приняли участие 6000 агрокомпаний. Результаты программы очевидны. По словам Вароди, все агропредприятия‑участники увеличили урожайность и сократили затраты. К примеру, улучшив качество посева, правильно используя удобрения и изменив технологии обработки почвы среднюю урожайность кукурузы можно увеличить вдвое — до 16 т с гектара. «Один из наших агрономов на примере пилотного предприятия посчитал, что, улучшив качество посева, потери урожая можно уменьшить до $1 млн на 3000 га», — рассказывает она.

Точка роста

Артем Росляков, руководитель группы маркетинговых и финансовых сервисов BASF

В 2015 году серию образовательных семинаров для украинских аграриев начал конкурент BAYER — компания BASF. На свою программу «Точка роста» немецкий концерн планирует позвать 240 руководителей украинских агрокомпаний с земельным банком около 4 000 га. По расчетам руководителя группы маркетинговых и финансовых сервисов BASF Артема Рослякова, проект охватит около 1 млн га посевных площадей. Программа рассчитана на три учебных дня, после чего фермеры встретятся на итоговом бизнес‑форуме. В первый день эксперты IFC и BASF расскажут об основных финансовых показателях в агрокомпаниях и научатся управлять денежным потоком. Вторая сессия будет посвящена детальному бизнес‑планированию и оценке рисков. На завершающей третьей встрече фермеры узнают, как провести успешные переговоры с инвесторами и банкирами. По прогнозам Рослякова, ожидается, что в течении ближайших трех лет прибыльность компаний‑участников «Точки роста» вырастет на 80%.

Также в BASF планируют познакомить аграриев со своими инновационными препаратами, которые могут на треть повысить урожайность основных сельскохозяйственных культур. Некоторые из этих препаратов уже стали хитами на рынке. К примеру, фунгицид «Пиктор» делает стручки рапса более гибкими — они не трескаются и не осыпаются во время сбора урожая, что сводит к минимуму потери урожая. Еще одна разработка компании — фунгицид «Абакус» — блокирует гормон старения: растение дольше фотосинтезирует и остается зеленым, что, в итоге, увеличивает урожай. Сэкономить на удобрениях аграрию помогут специальные биологические препараты — инокулянты BASF. Они фиксируют в грунте азот, благодаря чему уменьшается расход минеральных удобрений.

В BASF также существует своя вексельная программа кредитования агрохозяйств. По словам главы представительства IFC в Украине Елены Волошиной, так крупные поставщики решают главную проблему украинского агрорынка — отсутствие доступа к источникам финансирования.

Не благотворительность

Помимо желания просветить местных аграриев, у крупных поставщиков агрохимии есть сугубо деловой резон в таких учебных курсах. По данным BASF, в 2014 году, из‑за очередного кризиса в стране украинский рынок СЗР сократился на 15%. Сельхозпроизводители экономили на всем: уменьшали площадь посевов и переходили на более дешевые препараты. Задача таких транснациональных производителей, как BASF и Bayer, — показать, что их инновационные агротехнологии могут сделать прибыльными даже небольшие хозяйства. В орбите их интересов — малый и средний аграрный бизнес, под управлением которого сосредоточено около 60% всей сельскохозяйственной земли в Украине. Но дефицит финансов не позволяет им эффективно обрабатывать свои поля. «Глобальные производители видят в Украине интересный рынок с огромным потенциалом и готовы инвестировать в его развитие», — отмечает Вароди.

Читайте також

Ще немає новин у цій стрічці ...