Новини / Аналітика     18 липня 2017 13:36

Руководство луганской компании Agricom Group вывело из-под снарядов людей, репутацию и формулу успешного бизнеса


Петр Мельник и его менеджеры спасли не только бизнес, но и собственные жизни

Лето 2014 года для компании Agricom Group выдалось жарким. Однако солнце тут точно ни при чем. Военный конфликт на востоке Украины захватил и Луганскую область, на территории которой находились земли группы. Последний урожай собирали уже под артобстрелом.

Когда работать в поле стало невозможно, в компании пошли еще на один подвиг. Акционеры решили перевезти предприятие из фронтовой Луганской области в столицу. Однако в Киев переехали не только топ‑менеджеры Agricom Group, но и полностью весь луганский офис. На мирной территории у компании началась другая жизнь. В то время, когда их луганские конкуренты закрывали свои офисы и уходили с рынка, Agricom Group сумела не только сохранить работоспособность, но и дополнила бизнес собственным заводом.

Сегодня компания возделывает 40 000 га земли в четырех областях, а зерно хранит на элеваторах вместимостью 65 000 т. Кроме растение­водства агропромышленная
группа активно наращивает собственную переработку. Сейчас продукция Agricom Group продается под тремя брендами — «Добродія», San Grano и «Той самий Геркулес».

Линия фронта

Официально на аграрном рынке луганский холдинг Agricom Group появился в конце 2013 года, в самый разгар гражданского протеста в стране. Пока все политические события концентрировались в Киеве, проблем для своего бизнеса луганчане не видели. Они возникли с началом военных действий в Луганской и Донецкой областях в 2014 году. Во время жатвы аграриям довелось чуть ли не самим обезвреживать «растяжки» вблизи своих полей и угадывать перерывы между стрельбой. «Вблизи и на территориях полей, которые мы обрабатываем, до сих пор находим элементы снарядов — рассказывает исполнительный директор компании Петр Мельник. — А в те времена в автомобиле со мной всегда был бронежилет, коллеги даже советовали купить каску».
Однако просто собрать урожай и выжить оказалось недостаточно. Главным вопросом было обеспечить его хранение, чтобы зерно не стало собственностью новой «власти».

Выбор был невелик: либо везти в свое хранилище за 10 км, либо на «большую землю» в Харьков. Во втором случае издержки на хранение урожая удваивались. Следующим этапом стал поиск свободного железнодорожного состава для срочной переправки урожая контрагентам. Оперативный сбыт позволял компании быстро расплачиваться с партнерами, которые не горели желанием работать с компанией, бизнес которой находится в 40 км от зоны активных боевых действий. Вырученные деньги Agricom вкладывала в любые товарно‑материальные ценности, чтобы не потерять на курсовых колебаниях.

Урожай в то лето так или иначе вывезти удалось. Следующий вопрос был во стократ сложнее — начинать ли в августе сеять озимые? Бизнес‑планы нужно было согласовывать с фронтовыми сводками. А они никогда не отличались стабильностью: то «Айдар» уже в Луганске, то наоборот — пошли в наступление сепаратисты. «В таких условиях планирование могло осуществляться только краткосрочное, чрезвычайно сложно было минимизировать риски, — рассказывает Мельник. — Мы бы однозначно потеряли еще порядка $2 млн активов, если бы север Луганской области стал неподконтрольным. Со стороны компании ни руководство, ни сотрудники не настроены были променять Украину на какие-то другие страны или юридические статусы. Мы не верили в альтернативу Украине, и, слава Богу, наша вера оказалась правильной».

Мельник не устает повторять, что из Луганского «котла» они выбрались благодаря энтузиазму, мужеству и профессионализму команды. В самые непростые времена в киевском офисе сидели только аналитики, а все руководители поехали на восток поддерживать своим присутствием работающих там аграриев. «Если бы стала видна безалаберная или неуверенная позиция руководства, мы могли бы потерять даже предприятия на севере Луганщины. Их могли бы попросту разграбить и сделали бы это не наши, а помогли бы со стороны», — говорит исполнительный директор Agricom Group.

Взрывоопасная часть ракеты ЗРК “Оса” агрикомовцы обнаружили рядом со своим полем

На большой земле

Несмотря на нестандартные ходы по сохранению своего бизнеса в прифронтовой зоне, переехать компании все‑таки пришлось. Мельник предложил акционерам Agricom Group перевезти из Луганска всех основных сотрудников. Несмотря на хлопотность такой процедуры, владельцы компании согласились. Люди выехали в течение нескольких дней, некоторые из них даже не успели захватить зимнюю одежду. «Я сам вылетел из Донецкого аэропорта за два дня до начала там боев», — иллюстрирует напряженность обстановки Мельник.

В тот период для Agricom начался настоящий экзамен на корпоративную взаимовыручку. Важен был каждый сотрудник. Достаточно было в Bitrix24 написать о своей проблеме, и вся компания тут же переключалась на ее решение: на организацию переезда или на аренду квартир на новом месте. В главном офисе Agricom сейчас работает около 50 человек, из них 30 — луганчане или люди из близлежащих районов.

Уверенности в завтрашнем дне переехавшим сотрудникам добавила и индексация зарплат, за которую взялись топ‑менеджеры Agricom. «Людям нужно чувствовать, что они не просто работают в хорошей компании, но ощущать отдачу своего вклада на банковской карточке», — рассуждает Мельник.

Конечно, потерь избежать не удалось. В Луганске Agricom оставила большую часть своих активов. Среди них хлебозавод, который выпускал продукцию под торговой маркой Agricom «Добродія». Мельник рассказывает, что брошенные хлебные ларьки до сих пор стоят с их фирменными надписями.

Однако переезд из зоны АТО еще не означал, что компания покидает регион полностью. Ей удалось сохранить контроль над 20 000 га своих полей на севере Луганской области и элеватор емкостью 41 000 т. Несмотря на то что поля находятся в 100 км от зоны боевых действий, Мельник смог договориться с банками о кредитовании компании для посева яровых культур. «Нам повезло с банком, с которым мы работали, с Credit Agricole, — рассказывает Мельник. — Они показали себя партнерами. Мы встретились, объяснили, представили нашу отчетность, рассказали, как мы развиваемся, и они нам сохранили трехгодичную кредитную линию».

Александр Почкун, управляющий партнер аудиторской и консалтинговой компании Baker Tilly Ukraine, объясняет успех менеджмента Agricom двумя факторами: склонностью бизнесменов к риску и умением прогнозировать. «Работая в приграничной [с АТО] зоне, они показали более‑менее качественный результат, который послужил в какой‑то степени информацией для принятия решений инвестором, — объясняет эксперт. — Если они даже в сложных ситуациях достигают результата, то логично, что в нормальных условиях они будут еще более эффективными».

В самых экстремальных условиях менеджеры Agricom проявили завидную предусмотрительность. Когда в 2014–2015 годах никто ни во что не хотел инвестировать, они вложили средства в землю и новые проекты. В 2015‑м Agricom вывела на рынок свой бренд овсянки быстрого приготовления — San Grano. В том же году компания приобрела кластер на границе Ривненской и Житомирской областей, расширив свой земельный банк на 10 000 га, до 40 000 га.

Хорошая динамика развития не только успокоила кредиторов, но и привлекла стратегического инвестора. Им стала кипрская компания Armpitch Holdings, принадлежащая Роману Приходько, который ранее сделал состояние в фармацевтической отрасли. Armpitch Holdings купила 25% Agricom Group. «У нас есть планы: мы строим завод, наращиваем земельный банк — и на все это нужны деньги», — объясняет такой шаг Мельник.

Работники Agrikocom Group работали в непосредственной близости от зоны боевых действий

В итоге, в период с кризисного 2014 по 2016 год компания не только не снизила оборот, а нарастила его вдвое — до $25 млн. «Они рискнули, но, по большому счету, у них и не было другого выхода. А в итоге это сыграло им на руку, потому что сейчас рынок земли опять стал перегреваться, и возможностей для приобретения мало», — заключает Почкун.

Новая вершина

Новый 2017‑й сотрудники Agricom Group встречали в Карпатах. Горный отдых — это обещание, которое два года назад дали своему трудовому коллективу руководители компании, если те помогут спасти ее от катастрофы.

Тимбилдинг выше уровня моря необходим предприятию еще и потому, что в этом году Agricom планирует дополнить свой сырьевой бизнес переработкой. Летом в поселке Михайло‑Коцюбинское Черниговского района заработает ее собственный завод.

Автором проекта выступила швейцарская компания Bühler, которая также поставит и произведет монтаж оборудования. Финансирование завода осуществляется за счет средств акционеров и кредита Швейцарского экспортного кредитного агентства SERV. По словам Мельника, инвестиции в проект составят $7 млн.

Мощность нового предприятия достигнет 1200 т в месяц. Специализация завода — хлопья из зерновых: от овсяных, кукурузных, ячменных и пшеничных до пшенных, ржаных, гороховых и рисовых. «Это будет самый технологичный завод не только в Украине, но и в Европе», — обещает Мельник.