Новини / Думки     20 жовтня 2016 07:50

Наталья Сергеева: «Стрессовые активы: бизнес для стойких»


За последние несколько лет в Украине произошел большой отток кадров из финансового сектора в аграрный. Наталью Сергееву знают как успешного банкира. Более чем за 20 лет банковского стажа она прошла все ступени банковского бизнеса. С 2009 до конца 2014 года возглавляла «дочку» казахстанского БТА Банка. В прошлом году Сергеева сменила специальность и вот уже второй год трудится в инвестиционном бизнесе с фокусом на агросекторе. Каковы перспективы банковского и аграрного секторов? Каковы ее впечатления от перехода из банковского бизнеса в аграрный? Обо всем этом Сергеева рассказала в интервью редактору Landlord.

Landlord: Почему вы ушли из банковского бизнеса?
Наталья Сергеева: В конце 2014 года в материнском банке в Казахстане государство вышло из его капитала. Банк перешел в собственность частных инвесторов. Соответственно произошла смена менеджмента в головном банке и во всех «дочках». В тот момент украинский банковский бизнес был в упадке, и я не видела в нем для себя больших перспектив. Наверное, более верным будет сказать не почему, а зачем я ушла из банковского сектора. Я хотела найти что‑то более живое и перспективное для себя.

Как оцениваете будущее банковского сектора Украины?
Сейчас в стране идет процесс переформатирования банковского бизнеса. Это займет еще несколько лет. НБУ чистит рынок, и это правильно. Банков должно быть меньше. Они должны быть крупнее. Рынок требует более эффективных акционеров и менеджеров. Банковский сектор Украины будет другим, чем он был в период 2005–2014 годов. Банкам сложнее зарабатывать, но рынок будет более цивилизованным, будет меньше скандалов с обманутыми вкладчиками.

Что было самым сложным в руководстве банком?
Я бы сказала не про самое сложное, а про самое важное. Самое важное для руководителя банка — это уметь говорить «нет». Банковский бизнес держится на стабильности банка, а его стабильность — на слове «нет». Руководитель банка должен уметь отказываться от рискованных проектов и, соответственно, от дополнительной доходности, ради сохранения долгосрочной стабильности финансового учреждения.

Чем вы занимаетесь сейчас?
Я являюсь партнером в инвестиционной компании «Марка Капитал». Мы покупаем стрессовые активы, улучшаем их качество и перепродаем. Мы определили для себя два сектора: аграрный и коммерческую недвижимость. Заходим в проекты, куда одни заходить боятся, а у других нет денег. Стрессовые активы — это всегда плохое управление, юридические проблемы, конфликты, долги и нехватка оборотного капитала. Мы закачиваем оборотные средства, отлаживаем управление, разрешаем юридические проблемы, улаживаем конфликты, реструктуризируем долги. Если нам все это удается, стоимость актива резко возрастает. Потом мы его продаем. Иногда остаемся в бизнесе как совладельцы. Сейчас мы занимаемся активами агрохолдинга «Креатив» — это один из наших основных проектов.

7006-copy

Как вы оцениваете перспективы аграрного сектора?
Безусловно, агросектор более перспективен, чем многие другие. Но это тоже тяжелый бизнес. Там также есть риски, там тоже нужно много работать. Согласна с теми, кто считает агросектор флагманом экономики Украины. Я тоже в это верю. Кроме того, отечественные владельцы агроактивов становятся более зрелыми как бизнесмены в плане умения считать деньги и управлять рисками. Компании становятся все более технологичными. Уровень управленцев в агросекторе ничем не уступает, а может, и превосходит уровень менеджеров в других секторах экономики.
Кроме того, за последние несколько лет в украинский агросектор пришло много денег и людей из других отраслей украинского бизнеса, в том числе из финансового сектора.

Каковы ваши впечатления от смены банковского бизнеса на аграрный?
Я бы разделила агробизнес на крупный и весь остальной. Проблема больших агрокомпаний в том, что за последние годы они привыкли жить в условиях легкого доступа к большим кредитам. Это не может не развращать владельцев и менеджмент. Крупный агробизнес стал очень кредитозависимым. Если посмотреть на средние и малые агрокомпании, то им, наоборот, не хватает доступа к кредитованию. Это тормозит их развитие, но делает более здоровыми финансово. Хотя в средних и малых агрокомпаниях, наверное, не хватает качественных управленцев. Допускаю, что в течение нескольких лет украинский агросектор может ожидать процесс дезинтеграции некоторых слишком больших и слишком перегруженных кредитами агрохолдингов.

Многие считают покупку «Креатива» неудачной…
Да, «Креатив» — это тяжелый случай. Неприятных сюрпризов было многовато даже для стрессового актива. Но у нас особого выбора нет, так как мы уже вошли в проект…

В чем причина, что когда‑то успешный «Креатив» стал стрессовым активом?
Все достаточно типично. Во‑первых, много различных финансовых злоупотреблений. Во‑вторых, компания брала слишком много кредитов. В‑третьих, много ресурсов было отвлечено на непрофильные и неперспективные бизнесы‑проекты.

Каковы ваши цели в отношении «Креатива»?
Сейчас мы занимаемся «детоксикацией» компании: приводим в порядок финансовую отчетность, отделяем чистые активы и пассивы от фиктивных, прекращаем неперспективные бизнес‑проекты. Здесь мне очень помогает банковский опыт. Потом посмотрим, что у нас осталось после «детоксикации» компании, и решим, что делать дальше.

Какие еще секторы бизнеса вы считаете перспективными для инвесторов?
Нужно смотреть не столько на сектор, сколько на конкретный актив. Можно приобрести плохой актив в хорошей отрасли. А можно в нетрендовом секторе купить неплохой актив. На самом деле, с точки зрения того, на чем я зарабатываю, сектор не имеет большого значения, ведь стрессовые активы есть в любой отрасли. Нужно трезво анализировать цифры и поменьше обращать внимания на разговоры. В то же время надо быть готовым принимать риски и уметь это делать. Без риска нет бизнеса. Ведь инвестор получает доход, в том числе и за риск потерять деньги. Но бизнес — это не казино. Инвестор должен плотно заниматься своим активом. Иначе он потеряет деньги, и это лишь вопрос времени.

Какова ваша личная формула эффективности в бизнесе?
Во‑первых, нужно быть в хорошей физической форме. Это важно в бизнесе. Здесь очень помогает спорт. Во‑вторых, иметь позитивный настрой. Негатив только мешает. В‑третьих, как это ни банально, нужно жить — дышать и болеть — бизнесом, много работать. Рынок наказывает ленивых и несобранных. Все это возможно только в одном случае: когда человек получает удовольствие и от жизни, и от бизнеса.