Новини / Думки     25 грудня 2015 16:32

Денис Шендрик из PwC Украина о том, что нужно знать украинским экспортерам аграрной продукции


Треть всего украинского экспорта приходится на продажу сельскохозяйственной продукции. Одно дело — много продать, совсем другое — выгодно. Производителю изначально важно определиться, куда ему безопаснее поставлять свой товар: в США и ЕС или в страны Азии. В первом случае риск попасть на недобросовестного покупателя меньше, но при этом к качеству выдвигаются высокие требования. Иногда экспортер может ввезти свой товар в эти страны, но если при реализации будет обнаружено, что качество продукции не соответствует стандарту, то к импортеру будут применены значительные штрафные санкции. Экспортер же может попасть в черный список. Поэтому американцы и европейцы пока не очень любят работать с украинскими, российскими или китайскими поставщиками: знают, что качество может быть разным. Например, у одного экспортера конфет европейские партнеры потребовали документацию, подтверждающую, что на его предприятии никто во время производства конфет не прикасается к их упаковке голыми руками. Разумеется, сознательный производитель не допустит таких случаев, но для импортера в ЕС важно наличие у поставщика соответствующих процедур и подтверждающей документации. Правильное решение для украинского экспортера — заранее подготовить нужные документы или пройти добровольную сертификацию.

Азия, наоборот, зачастую готова принять любую продукцию, но и рисков там больше. С азиатскими партнерами достаточно рискованно работать даже по схеме частичной предоплаты. Пример из нашей практики — яркая тому иллюстрация. Один из украинских экспортеров зерна договорился отгрузить несколько тысяч тонн продукции британскому посреднику, который поставляет зерно в Турцию. Работали без предоплаты, потому как посредник в Великобритании — проверенная компания с положительной историей сотрудничества. Украинцы обязались поставить зерно на условиях CIF — в порт назначения в Турции. Неожиданно, после доставки в порт, турецкий покупатель отказался платить за товар. Судно с зерном простояло в порту три месяца. Размер демереджа достиг стоимости товара. Украинцы решили взыскать убытки в арбитраже, но выяснилось, что ни турецкий покупатель, ни английский посредник не обладают какими-либо активами, чтобы компенсировать убытки.

Вывод? Независимо от страны, с которой торгуешь, риски удваиваются, если обязуешься доставить свой товар до порта страны-импортера. Этому есть несколько причин — во-первых, ранее просчитанные ставки фрахта могут значительно измениться. Во-вторых, могут возникнуть регуляторные нюансы в порту назначения, о которых украинец часто и не подозревает. Это может привести к задержке груза в порту — то есть к значительным затратам для экспортера.

Как экспортеру предусмотреть все риски? Если нет опыта, то привлекать экспертов — таможенных брокеров, экспедиторов, стивидоров и другие компании. Например, мы стараемся помогать нашим клиентам комплексно, в том числе в вопросах проверки их контрагентов. У нас есть возможность привлечь наших экспертов в других странах и получить регистрационные документы компании-покупателя, проанализировать информацию о покупателе в разных реестрах страны регистрации, уточнить данные о тех, кто подписывает экспортные договоры (когда этот сотрудник был назначен и какие у него полномочия). Также важной является информация о структуре владения компанией, ее балансе за последний год, какие активы ей принадлежат. Пока у экспортера не будет достаточной информации, ему не следует отгружать товар без получения полной предоплаты или использования финансовой гарантии.

Необходимо отметить, что даже предприняв все шаги для минимизации рисков, украинский экспортер все равно не будет в равном положении со своими коллегами из ЕС. У европейских компаний есть возможность застраховать свои внешнеэкономические сделки. Если немец хочет продавать в Украину, то он идет в немецкое экспортно-кредитное агентство, которое оценивает транзакцию, то, с кем и как он будет работать, и предоставляет страховку. Если случится сбой, то государство покрывает потери экспортера. Это интересно и бизнесу, открывающему для себя новый рынок с более высокой маржой, и государству, которое так развивает национальную экономику. У нас о создании подобного агентства говорят уже давно, и есть надежда, что в будущем украинские экспортеры получат поддержку от государства.

Автор: Денис Шендрик, руководитель таможенной практики PwC Украина

Сподобався цей матеріал?
Підтримайте його автора!

Читайте також