Новини / Кейси     05 вересня 2016 00:12

Блайро Магги — король сои


В Бразилии собственник такого огромного агробизнеса запросто может стать даже министром сельского хозяйства, что и произошло в мае 2016‑го. Политической карьере Блайро не помешало и то, что уже много лет подряд Гринпис называет его врагом окружающей среды номер один в мире, а к теме защиты леса и экологии в Южной Америке сегодня начинают прислушиваться как никогда раньше.

Но никакие «золотые бензопилы» в награду от Гринпис остановить эту махину пока не в силах. Grupo André Maggi только в Бразилии насчитывает около 5000 сотрудников, ее годовой доход превышает $4 млрд. Она также представлена в Парагвае, Аргентине, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии, Польше и Китае. Это крупнейший в мире частный производитель соевых бобов, один из ключевых поставщиков этой продукции на рынки стран ЕС и Китая. Amaggi занимается также выращиванием кукурузы и хлопка, производством семян, лесным хозяйством, животноводством, продажей удобрений, производством электроэнергии, управляет тремя морскими портами, контролирует флот из 170 речных барж.

10959986_899050243480618_3451215717679663078_o

Магги — потомок белых фермеров, которые воодушевленные духом приключений и новых возможностей продвигались вглубь континента, расчищали лесные чащи и пытались обрабатывать освободившиеся участки земли. Блайро — символ ошеломляющего успеха этого движения перво­проходцев, и потому очень много жителей страны, особенно фермеров, поддерживают его. Он не может не вырубать лес, потому что его отец Андре благодаря вырубке вырос из бедного фермера в крупного предпринимателя; он не может не использовать власть в интересах семьи, потому что его отец именно так стал миллионером.

«Если бы он мог, то выращивал бы соевые бобы даже высоко в Андах», — бросил как‑то на публику непримиримый оппонент Магги министр окружающей среды Карлос Минц.

И действительно — хватка Блайро и нацеленность на расширение бизнеса впечатляют. «Не разбив яйцо, не сделаешь яичницу», — отвечает миллиардер на нападки оппонентов. Большое количество бразильцев считают: что хорошо Amaggi, то хорошо и экономике страны.

Андре Магги вырос в семье эмигрантов, но сумел построить крупнейший бизнес в Бразилии

Андре Магги вырос в семье эмигрантов, но сумел построить крупнейший бизнес в Бразилии

Семейство Магги для агросектора Бразилии сейчас уже значительно больше, чем просто один из агрохолдингов. Группа финансирует средних и мелких фермеров всей Западной Бразилии, поддерживает и развивает транспортную инфраструктуру региона. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы у этого монстра, с рук которого они кормятся, все было хорошо. Компания также играет одну из ключевых ролей в экономике ряде штатов — в частности, Мату‑Гросу, где и расположена ее штаб‑квартира. Для наглядности эту роль можно сравнить с позициями СКМ на Донбассе в довоенный период. Жесткая позиция Магги в экологических вопросах также импонирует фермерам. «Я правнук фермера, и мой сын тоже будет фермером», — говорит Блайро на встречах с избирателями. И они этому аплодируют. Борьба с джунглями и создание новых пахотных земель — в крови этих людей.

Отец‑основатель

Возле шестиэтажного белого здания из стекла и металла, штаб‑квартиры Grupo André Maggi в столице штата Мату‑Гросу, растет 10‑метровое дерево аroeira. Оно является символом группы. Этот специфический вид, способный выживать в бедных землях Среднего Запада Бразилии, обладает огнеупорными и лечебными свойствами, легко отрастает заново, очень устойчив благодаря глубоким корням. Такой же характер был и у патриарха семейства основателя корпорации — Андре Магги. В компании это дерево так и называют — Андре.

Семейные ценности — базис холдинга. Например, Блайро и его четыре сестры не принимают стратегических решений без благословения своей матери Лючии — женщины с железным характером, которая в самые трудные минуты своей стальной волей не давала сыну опускать руки.

Фамилия семьи на фасаде офиса и вид на пальмы —символы успеха Магги

Фамилия семьи на фасаде офиса и вид на пальмы —символы успеха Магги

Андре Магги родился в семье мелких фермеров‑эмигрантов, прибывших из Германии и Италии. В Бразилии его помнят и чтят как пионера, который без страха и ресурсов продвигался вглубь страны, создавая бизнес там, где, казалось, для этого совершенно нет условий. Инфраструктура, дороги, элеваторы шли уже следом за Магги, только поддерживая его начинания. С именем Андре связано создание Северо‑Западного экспортного коридора, позволяющего выращивать зерно в глубинных штатах Бразилии и перевозить реками в направлении портов. И до сих пор Amaggi тратит огромные средства на прокладывание через леса и горы новых транспортных коридоров в направлении океана.

Сначала Андре выращивал маниоку в своем родном поселении Торрес на берегу Атлантического океана. Но отсутствие перспектив роста заставило его в 1955 году переехать вглубь континента — на границу с Парагваем (штат Парана). В дорогу он отправился с беременной женой. Блайро, которого сегодня называют соевым королем мира, и был этим первенцем. Они шли в джунгли, надеясь найти там свое Эльдорадо, и им это удалось.

Новые земли представляли собой дикую глушь без транспортных коммуникаций и с небольшим количеством пригодных для сельского хозяйства земель. Основной деятельностью переселенцев была вырубка леса и торговля им. Земля стоила в два раза дешевле, чем находящийся на ней лес. Сначала Андре работал на лесопилке, затем сумел создать свой бизнес благодаря удачной торговле деревом и дальнейшим инвестициям заработанных средств в выращивание на освободившихся землях сои.

Поначалу бизнес шел ни шатко ни валко. Андре однажды даже заявил жене, что нужно все бросить и вернуться в родной городок. Лючия остановила его и не позволила уехать обратно в роли проигравшего. Со временем их ферма стала лучшей в округе, появился даже собственный грузовой автомобиль, а в доме семейства Магги стала гостить местная элита.

Знакомство с влиятельными людьми в политике стало залогом дальнейшего стремительного роста доходов. В 1960‑х Андре избрали мэром близлежащего городка. На этом посту в дальнейшем его заменил двоюродный брат.

Блайро Магги — крупнейший экспортер сои в мире

В то время основой бизнеса Магги все еще была торговля древесиной. Большой куш Магги сорвал на продаже дерева государству при строительстве железной дороги. В целях экономии на производство он приглашал не бразильцев, а рабочих из Парагвая, которые разбивали на землях Магги целые трудовые лагеря. После вырубки леса Магги засевал землю кукурузой, соей и пшеницей. Большая часть выращенной продукции шла на развод собственного крупного рогатого скота и свиней. Так закладывались основы вертикальной интеграции будущего монстра Grupo André Maggi.

Постепенно заготовка леса потеряла доходность. В начале 1970‑х Магги продал свои пилорамы и сфокусировался на сельском хозяйстве. Он построил большое зернохранилище и, таким образом, поставил в зависимость от себя остальных фермеров региона. Количество элеваторов компании постепенно росло, менялись приоритеты в производстве: Магги увеличивал посевные площади под соей и бобами. С 1973 по 1977 год они удвоились. На кредиты госбанка бизнесмен запустил производство семян, которые у него стали закупать крупнейшие игроки агрорынка Бразилии (в том числе и компания Cargill).

Политика агрессивного наращивания земельного банка сыграла с Магги злую шутку — стремясь расширить свои владения, он приобрел более 100 000 га у мошенников. Оказалось, что участки принадлежат не им, а государству. Это было фиаско. Предприниматель потерял почти все свои деньги, заболел малярией и чуть не умер.

Выйти из кризиса удалось благодаря очередному рискованному решению — Магги в начале 1980‑х снова отправился вглубь континента и приобрел земли в лесистом штате Мату‑Гросу, который соседствует с Амазонией и Боливией. Здесь он продолжил наращивать производство сои и открыл свою штаб‑квартиру.

Холдинг Maggi финансирует средних и мелких фермеров всей Западной Бразилии

Холдинг Maggi финансирует средних и мелких фермеров всей Западной Бразилии

Гордость Бразилии

Сегодня Grupo André Maggi — четвертый по величине агрохолдинг в Латинской Америке и крупнейший экспортер соевых бобов в мире. В 2014‑м доход группы превысил $4 млрд — в пять раз больше, чем пятью годами ранее. В последнее десятилетие агробизнес Бразилии вступил в период ускоренного роста. Amaggi оказалась на гребне этой волны.
С 2011 по 2014 год производство бобовых и зерновых в компании увеличилось вполовину, до 4,2 млн т соевых бобов и 2 млн т кукурузы. Под соевыми бобами находилось 137 000 га, кукурузой — 65 000 га, хлопком — 30 000 га. «В ближайшие годы мы достигнем 7 млн т урожая, в среднесрочной перспективе — 12 млн т», — говорят в компании.

Amaggi обеспечивает 20% соевых бобов, выращиваемых в стране. Компания играет важную роль в развитии сельского хозяйства всей Центральной и Западной Бразилии. Она не только предоставляет кредиты производителям сои, но и улучшает их материально‑техническое обеспечение, а также инвестирует в развитие речных терминалов и дорог.

Фермеры ограничены в финансах, они обращаются в Amaggi с просьбой о кредитах. Почему с этим вопросом они не идут в госбанки? Государство выдает дорогие кредиты с высокими процентными ставками. В свою очередь, фермеры подписывают контракты, чтобы продавать выращенную ими продукция Amaggi на условиях, продиктованных группой. В 2014‑м от партнеров‑производителей она получила 1,3 млн т сои.

Бизнесмен создал крупнейшую вертикально интегрированную компанию в Бразилии

Бизнесмен создал крупнейшую вертикально интегрированную компанию в Бразилии

Первоочередное внимание компания уделяет вопросам транспортной инфраструктуры. За свои деньги строит дороги, речные терминалы, сама оперирует речными перевозками. Гордость Amaggi — зерновой терминал TGG, который был построен в 2007 году в партнерстве с компанией Bunge. Его мощность составляет 6 млн т, площадь — 34 га.

В 1990‑х годах группа, построив сеть терминалов на реке Мадейра, изменила маршруты основного экспорта агропродукции Бразилии. Но сейчас объемы производства выросли настолько, что существующие линии уже перегружены. Amaggi в течение следующих двух лет собирается запустить новый маршрут доставки грузов в порты. С этой целью в 2014–2015 годах было потрачено около $250 млн. Речной флот компании насчитывает 170 барж.

Группе удалось создать вертикально интегрированный бизнес. В цепочке — выращивание бобовых, зерновых, хлопка, их переработка, транспортировка, перевалка через свои же порты. 40 элеваторов группы мощностью 2,5 млн т обеспечивают три четверти потребностей страны в хранении бобовых в штатах Рондония и Мату‑Гросу.

Европа и Китай — главные рынки компании

В 2008‑м Grupo André Maggi взяла курс на интернационализацию бизнеса. Был приобретен контрольный пакет акций компании Denofa (перерабатывает соевые бобы в Норвегии и производит рапсовое масло в Польше). Тогда же группа открыла офис в Роттердаме. Сейчас этот порт — ключевой пункт перевалки экспорта компании на европейском рынке.

Amaggi все больше внимания уделяет операциям в Европе и Китае. Показательно, что свой первый официальный заграничный визит в качестве министра Блайро Магги совершил в Китай. «Я везу отличные новости для сельского хозяйства Бразилии», — написал он у себя в Facebook после окончания переговоров.

Важную роль в бизнесе группы играет Аргентина. В 2004 году Amaggi начала культивировать в этой стране первые 5000 га. В 2015‑м группа отправила на экспорт 1,5 млн т аргентинских бобов. Сегодня в этой стране производится 15% всего экспорта Amaggi.

Блайро Магги продолжил дело отца и преуспел.Теперь он не только бизнесмен, но и министр

Блайро Магги продолжил дело отца и преуспел.Теперь он не только бизнесмен, но и министр

«Затраты на производство в Аргентине ниже, чем в Бразилии, и в ее природоохранном законодательстве значительно меньше ограничений. Большим преимуществом является стоимость доставки соевых бобов в порт. Если урожай Мату‑Гросу должен пройти 2000 км к ближайшему порту, то здесь — только 300 км», — объяснял Магги логику этой инвестиции. В прошлом году группа объявила о намерении вложить $100 млн в строительство портового терминала в Аргентине. Он будет расположен в порту Росарио, через который Amaggi экспортирует более 80% урожая в стране. Там же компания намерена построить завод по переработке сои.

Власть имени отца

В мае 2016 года Блайро Магги сообщил в своем Twitter, что соглашается возглавить Министерство сельского хозяйства Бразилии в память своего отца. «Он был бы очень рад этому», — написал предприниматель‑чиновник. Немного позже он сформулировал свою миссию в необходимости защищать интересы крупных и мелких землевладельцев и способствовать снижению себестоимости их производства. Магги заявил, что для него самое важное — чтобы фермеры сохраняли в дальнейшем свои доходы и возможности для расширения пахотных земель.

Перед новым министром стоит непростая задача. В Бразилии сейчас экономический кризис: инвестиции сокращаются, производство падает. «Мы должны действовать быстро, чтобы не допустить снижения производства агропродукции», — подчеркивает Блайро. После своего назначения при первом разговоре с новым президентом страны Блайро Магги спросил его, как нужно себя вести. «Просто впервые в жизни у меня есть босс», — пояснил бизнесмен.

Читайте також