Новини / Думки     01 серпня 2016 00:56

Максим Бироваш, заместитель главного редактора журнала Landlord о репутации и чести компаний


12 мая 2013 года пассажиров авиакомпании AirAsia встречала бородатая стюардесса. Однако генные мутации здесь ни при чем. В роли странной бортпроводницы предстал эпатажный британский миллиардер Ричард Брэнсон. На протяжении всего полета он раздавал напитки и отчаянно шутил.

Максим Бироваш, заместитель главного редактора журнала Landlord

Максим Бироваш, заместитель главного редактора журнала Landlord

Облачиться в униформу стюардессы владелец транснациональной корпорации Virgin Group решил после того, как проиграл пари владельцу AirAsia. Многие сомневались, что Брэнсон выполнит условия спора, однако британец доказал, что умеет держать слово даже в такой ситуации. «Бренды основываются на репутации, а не на продукции», — любит повторять в своих многочисленных книгах бизнесмен, в корпорацию которого входит более 400 компаний.

Слова Брэнсона — аксиома в мире бизнеса, где репутация — это вполне осязаемый и имеющий свою конкретную стоимость актив. Часто goodwill может стать решающим аргументом для инвестора. С такой мыслью весь прошлый год засыпали и просыпались украинские агробизнесмены. Их главной задачей было убедить потенциальных партнеров в стабильности и надежности своего бизнеса.

Сейчас вкладывать в собственное честное имя украинских аграриев подталкивает не традиционная конкуренция в отрасли, а глубокий политический и экономический кризис в стране. С началом войны на востоке риски для инвесторов в Украину выросли в разы. В конце прошлого года рейтинговое агентство Fitch понизило наш долгосрочный рейтинг с преддефолтного уровня C до дефолтного D. Позднее рейтинг Украины вырос до уровня CCC (возможен дефолт), однако это мало успокоило инвесторов.

В таких обстоятельствах от репутации аграриев зависит их бизнес. Чем чище репутация компании, тем проще ей перекредитоваться или договориться о реструктуризации уже имеющихся займов. В условиях нехватки оборотных средств это жизненно важно. Именно поэтому самыми активными в медиа были те компании, которым есть что терять. По данным исследовательской компании NOKs Fishes, чаще всего в СМИ можно было увидеть новости о компаниях «Нибулон», «Мироновский хлебопродукт», «Кернел», «Астарта-Киев», «Мрія» и UkrLandFarming. Лидеры отрасли рассказывали о своих успехах в освоении рынков стран ЕС, о сотрудничестве с такими авторитетными учреждениями, как ЕБРР, и об успешных переговорах по реструктуризации своих долгов.

Впрочем, несмотря на успех PR-компаний, украинскому агробизнесмену надо помнить, что он работает в Украине. Даже если вы крупнейшая корпорация, деятельность которой контролируется международными аудиторами, а затраты на PR выведены в отдельный внушительный бюджет — все это нисколько не гарантирует спокойную жизнь в Украине.

Больше о том, как на деловую репутацию влияет государство, может рассказать Андрей Веревский, владелец группы «Кернел». 12 мая в главном офисе его компании СБУ устроила обыск — с изъятием документации. Компания обратилась с открытым письмом к руководству страны, в котором такие действия силовиков назвала ударом по репутации Украины.

Власть промолчала. Она тоже бережет честь. Мундира.