Кейси    26 грудня 2016 17:41

Команда «Кроликофф»


Бывший хоккеист из Сан-Хосе Андрей Бущан превратил обанкротившуюся кролеферму в лидера рынка крольчатины. Зарабатывает бизнесмен не только на продаже диетического мяса.

Текст: Катерина Шумило, Максим Бироваш

Каждое утро фермер Андрей Бущан начинает с прослушивания классической музыки. Фугам Баха и сюитам Чайковского, звучащим в его хозяйстве, внимают 60 000 самых чутких ушей на свете. Инструментальные хиты Бущан включает для своего поголовья кроликов. Умиротворяющие звуки помогают его подопечным оставаться спокойными, быстрее размножаться и реже болеть. Хорошая музыка — это только одна из тонких настроек бизнеса Бущана. За пять лет на месте обанкротившегося крольчатника в черкасском селе Иваньки предприниматель построил крупнейшую в стране компанию по разведению кроликов. Сейчас его предприятие с говорящим названием ≪Кроликофф≫ ежемесячно продает около 40 т крольчатины — пятую часть национального рынка. За последние два года выручка компании, где работают около 120 человек, выросла в полтора раза, до 26,6 млн гривен.

Пять лет назад Бущан, бывший игрок хоккейного клуба НХЛ San Jose Sharks (базируется в городе Сан‑Хосе, Калифорния, США), ничего не знал о кроликах. Завершив в 2002 году спортивную карьеру и вернувшись в Украину, он занялся близким по духу бизнесом — строил под заказ спортивные объекты. Разводить кроликов бывшему бомбардиру ≪акул≫ из Сан‑Хосе предложили его знакомые банкиры из Экспресс‑Банка. Ранее банк профинансировал кролеферму ≪Анмакс≫, но предприятие не смогло вовремя погасить долг и перешло в собственность банка. Банкиры искали человека, который мог бы возглавить предприятие, сделать его прибыльным и вернуть кредиторам их деньги. Бущан решил попробовать себя в роли животновода. Реанимацию предприятия бывший хоккеист начал с главного — с новой команды. Чтобы не ошибиться на старте, он решил заселить свою ферму кроликами исключительно мясной породы.

Подходящие экземпляры нашел во французском питомникеEurolap, который уже полвека специализируется на выращивании породы Hyplus. Кредитором покупки поголовья выступил тот же Экспресс‑Банк. Кредита в $2 млн хватило не только на 6000 породистых кроликов, но и на выплату долгов по зарплате работникам ≪Анмакса≫. Остатки кредита пошли на достройку кролефермы.

Инвестиции в импортных кроликов полностью себя оправдали. Если украинским животным, чтобы вырасти до магазинного стандарта, требовалось не менее четырех месяцев, то их французские собратья набирали нужный вес за 12 недель. В 2011‑м компания продала около 5 т кроличьего мяса, а выручка некогда убыточного предприятия составила 7,4 млн гривен. ≪Кролики этой породы набирают товарный вес со скоростью почти 30 граммов в день≫, — отмечает Александр Пономаренко из компании ≪Мистер Кроль≫. Объемы производства росли, но, чтобы попасть на полки супермаркетов, требовалось сделать поставки регулярными. Достичь этого было непросто: большинство операций на ферме — кормление, забой и разделка — осуществлялась в ручном режиме. Объем производства зависел от расторопности каждого сотрудника предприятия.

Почти все заработанное Бущан вложил в покупку испанских автоматических комплексов для кроличьих ферм. Продуктивность выросла более чем вдвое, что позволило планировать будущий объем продукции. Крольчатина из черкасских Иваньков появилась на полках крупнейших национальных торговых сетей — ≪Фуршета≫, ≪Мегамаркета≫ и ≪Великой Кишени≫. Из своего ушастого сырья предприниматель выжимает немало. Помимо мяса и внутренностей кролика, которые у него закупают супермаркеты, он продает шкуры, уши, языки, головы, лапы и даже мозг животных.

Шкуры продают на переработку в Китай, где их добавляют в ткани и шьют верхнюю одежду. Кожа часто служит ингредиентом для казеинового клея, а уши, головы и легкие берут для изготовления кормов для собак. Одними из самых дорогих товарных позиций считаются кроличьи печень и сердце — около 100 гривен за килограмм. Еще дороже — жир, который парфюмерные компании закупают по 120 гривен за килограмм. Среди статей дохода — кроличий навоз, который ценится аграриями как эффективное удобрение, не уступающее навозу коров, свиней и лошадей. Ежегодно один взрослый кролик дает до 100 кг органических удобрений. Цена за 1 кг — около 10 гривен.

В 2012 году поголовье фермы выросло до 20 000 кролей, практически удвоилась выручка, составив 16,9 млн гривен. В 2013‑м компания открыла собственный забойный цех с пропускной способностью 1000 голов в час. Это сделало ≪Кроликофф≫ единственной украинской кролефермой с полным циклом производства. За работой цеха следят специалисты центра сертификации ≪Халяль≫. ≪Они сейчас монополисты на рынке, — говорит о компании Бущана Алексей Баран, директор фермерского хозяйства ≪Раббит Лайф≫, которое также разводит кроликов. — Забойный цех такого уровня есть только у ≪Кроликофф≫. Экономический кризис 2014 года подкосил и без того неустойчивое украинское животноводство. Вместе с курсом доллара выросли и цены на комбикорма, которые многиеукраинские кролиководы покупают у импортеров. Однако в ≪Кроликофф≫ к таким обстоятельствам были готовы.

В 2014-м Бущан открыл собственный комбикормовый завод. Сейчас благодаря этому решению компания экономит 1,5 млн гривен в месяц. Теперь главная задача предприятия — компенсировать потери продаж из‑за аннексии Крыма и военных действий на Донбассе. В планах Бущана — максимально увеличить продажи на оставшихся рынках. Реклама крольчатины от ≪Кроликофф≫ уже появилась в украинских детских поликлиниках и на мастер‑классах известного канадского шеф‑повара Эктора Хименеса‑Браво, которого в Украине знают как одного из ведущих кулинарного телешоу ≪Мастер‑шеф≫.

≪Качество и полезность продукта всегда будет в цене≫, — уверяет Валерий Огородник, генеральный директор компании ≪Кроликофф≫.

Отримуйте щоранку на пошту свіжі новини та найцікавіше чтиво!