Cергей Феофилов из «УкрАгроКонсалт» о том, почему украинским аграриям нужно отказываться от краткосрочных стратегий

Рентабельность украинских аграрных компаний зависит не только от объемов производства, но и от инвестиций в инновации и эффективное управление

feofilov-67164
Cергей Феофилов, генеральный директор «УкрАгроКонсалт», кандидат экономических наук

В прошлом году доля аграрной и пищевой продукции достигла в общей структуре украинского экспорта 42%. Увеличение урожая зерновых и масличных в стране в первую очередь обусловлено притоком крупных инвестиций в период высоких цен на эти культуры в 2009–2014 годах на мировых рынках. В результате аграрное производство в Украине изменило свой характер и стало капиталоемким, а не трудоемким, как было ранее. Это значит, что извлекать прибыль из него можно, только имея большие оборотные капиталы, доступ к инвестициям и мировым рынкам.


Украинские производители аграрной продукции постоянно инвестируют в передовые технологии: семена, средства защиты растений, сельскохозяйственную технику. В то же время они отключены от мировой финансовой системы. Конечно, сельхозпроизводители могут взять кредит в украинских банках. Но при существующих процентных ставках повышение затрат на финансирование производства при низких мировых ценах на зерновые и масличные вызовет падение прибыльности фермеров. Сейчас на мировом рынке спрос на сельскохозяйственное сырье остается невысоким.

В нынешней экономической ситуации единственным доступным ресурсом для реинвестирования в выращивание зерна и масличных является собственная выручка аграрных предприятий. По данным Госстата, сейчас аграрии на 85% сами финансируют свой бизнес. Однако этот источник ограничен теми же низкими ценами на зерно. В результате всего через пару лет из‑за недофинансирования валовой сбор зерновых может снизиться на 10%.

через пару лет из‑за недофинансирования валовой сбор зерновых может снизиться на 10%

Сейчас многие агрокомпании сосредоточены на валовых показателях: чем выше объемы производства — тем лучше. Наши сельхозпроизводители уверены, что в любом случае смогут продать свою продукцию по хорошей цене. Но ведь Украина не единственный производитель зерна и подсолнечного масла в мире.

Увеличение экспортного предложения снижает мировые цены, а это значит, что прибыльность сельскохозяйственной продукции падает. Фактически аграрный сектор сосредоточен на увеличении объемов экспорта низкорентабельной продукции. В конечном итоге это приведет к торговле себе в убыток и падению прибыльности агрокомпаний.

Для повышения рентабельности украинского сельского хозяйства предпринимателям необходимо грамотно сочетать дальнейшее увеличение урожаев зерна с эффективным управлением. При этом нужно понимать, что высокая маржа зависит не только от количества произведенной продукции, но и от ее качества, ассортимента, инновационности.

За последние 25 лет Украина прошла трудный путь и создала собственную аграрную отрасль фактически с нуля. Наши аграрии вышли со своей продукцией на мировой рынок, продолжаются инвестиции в строительство элеваторов, создание транспортной логистики. Но всего этого недостаточно. Необходимо поменять стиль мышления, отказаться от краткосрочных стратегий и схем работы. Нужны инновации, эффективные управленческие системы, экономическое прогнозирование развития рынка на несколько лет вперед. Но денег на исследования у большинства мелких и средних хозяйств нет. В то же время таким анализом занимаются научные организации других стран, и это их бизнесмены получают высокую маржу. Мы встраиваемся в чужую стратегию, отдаем инициативу, а значит, и доходы.

Мы уже доросли до того, чтобы активно управлять своим экспортом со стратегических позиций

Превратиться в мирового экспортера — это лишь одна задача (и Украина решила ее), а сформировать центр принятия решений для мирового экспорта — совершенно другая. Мы уже доросли до того, чтобы активно управлять своим экспортом со стратегических позиций, а не просто участвовать в посреднических схемах. В посреднической схеме акт продажи товара является завершающим. Если управлять экспортом стратегически, то во главу угла ставится увеличение доли рынка, стимулирования спроса именно на твой узнаваемый потребителем товар. Решить подобные задачи без привлечения серьезной аналитики, разработки стратегий, выхода на более высокое информационное обеспечение невозможно. Вместо этого аграрный сектор продолжает фокусироваться на объемах производства и экспорта зерна и масличных.

Залиште коментарій

Please enter your comment!
Please enter your name here